Тевли – древние и вечно молодые

Из церковных документов известно, что в 1567 году за подписью настоятеля королевских имений Кобринского повета некоего Девойны в этом селении был выдан земельный надел под строительство православного храма. А вот в инвентарной книге за 1764 год тевельская Свято-Дмитриевская деревянная церковь числится как униатская. Чтобы разобраться в этом, сделаем экскурс в историю.

ТО ПРАВОСЛАВНАЯ, ТО УНИАТСКАЯ

Раскол христианской церкви на православие и католицизм произошел в ещѐ 1054 году. Уже в XII веке православный мир, оказавшийся под ударами мусульман, всѐ чаще стал подвергаться поддержке со стороны католиков Запада. Правящие круги польской Короны и Великого Княжества Литовского хотели в церковной сфере укрепить и процесс объединения этих государств.

14 августа 1385 года в замке Крево (территория Сморгонского района современной Беларуси) была оформлена актом Кревская уния. По еѐ условиям, пювящие круги Польши и ВКЛ договорились о династическом союзе между двумя государствами, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королѐм. Ягайло с братьями обязался принять католичество вместе со всеми подданными, присоединить к Польше земли ВКЛ и способствовать возвращению утраченных Польшей земель. Но в первую очередь этот союз мог уже противостоять агрессии Тевтонского ордена. Были упрочнены и восточные границы.

В 1596 году в Бресте при церкви Святителя Николая (сегодня это территория Брестской крепости) прошѐл Собор западнорусских епископов и представителей Папы Римского. Согласно Брестской унии, православная церковь нынешних украинских и белорусских земель признала своим главой Папу Римского, при этом сохранив православную обрядность и богослужение на славянском языке. Значительная часть православного духовенства выступила против униатства. Православная церковь продолжила существовать нелегально вплоть до 1633 года, наряду с униатской церковью. Фактический отход от унии массово начался только в 1839 году, а официально решения Брестской унии были расторгнуты только на церковном соборе в 1946 году во Львове.

Однако вернемся в Тевли. Год 1567. Церковь построили недалеко от села, на небольшой природной возвышенности. Была она деревянной и маленькой. Здание быстро ветшало и не раз перестраивалось. К 1600 году тевельская церковь стала униатской. И первым униатским священником Свято-Дмитриевской церкви был сын первого в наших краях униата-священника Иоанна Кургановича.

В 1795 году произошѐл последний раздел Речи Посполитой, и наши, в том числе и Кобринские, земли вошли в состав Российской империи. В 1870-ых годах новым правительством было одобрено решение о строительстве в Тевлях новой православной каменной церкви. Государство выделило на строительство храма 7 тысяч рублей золотом, остальные средства собрали прихожане. Заклад храма состоялся 26 октября 1872 года в день памяти Святого великомученика Дмитрия Мироточивого. В1874 году храм был построен и 28 августа освящен в Свято-Успенскую церковь. А старую деревянную церковь позже перенесли на местное кладбище. Так Свято-Дмитриевская церковь стала кладбищенской.

ЗДЕСЬ СЛЕД ОСТАВИЛА ВОЙНА

За 120 лет кладбищенская Дмитриевская церковь не раз ремонтировалась. Она перестояла Первую мировую войну и оккупацию фашистов в сороковые. В 60-ые была снята с учета, но поначалу не пустовала. Здесь разместился склад запчастей для сельскохозяйственной техники, сам же колхозный мехдвор находился через дорогу. Но когда склад переехал - здание прежней церкви оставили догнивать.

В 80-ые с участием местного сельсовета, прихожан и настоятеля Свято-Успенского храма о. Александра храм отремонтировали, и в октябре 2007года там прошло первое богослужение.

Сегодня Свято-Дмитриевская церковь стоит на местном тевельском кладбище, которому, предположительно, лет четыреста. Но знаменито оно не годами, а воинскими захоронениями, одно из которых не обозначено. 13 августа 1812 года здесь происходили бои между наполеоновскими драгунами (из числа саксонцев и австро-венгров) и кавалерийской бригадой русских.

24 июля 1812 года Наполеон начал переход через Неман, служивший границей с российской империей. Французы двинули свои войска несколькими «рукавами». 7-й Саксонский корпус под командованием генерала Ренье (17-22 тысяч) должен был прикрывать правый фланг главных сил Наполеона от 3-й русской армии под командованием генерала Тормасова (46 тысяч человек при 164 орудиях). Ренье занял расположение по линии Брест-Кобрин-Пинск, распылив на протяжении 170 км и так небольшой корпус. 27 июля Тормасов окружил Кобрин, саксонский гарнизон под командованием Кленгеля (до 5 тысяч) был полностью разбит.

Бой длился 9 часов. Саксонцы Наполеона потеряли в этом сражении 2 тысячи убитыми, около 3-х тысяч было взято в плен. Потери русских составили 77 убитых и 182 раненых. Но бой повлек за собой другие весьма колоссальные потери: 80% сгоревших домов Кобрина и до тысячи убитых и раненых местных жителей.

К 3 августа австрийский корпус наполеоновской армии разместился в Слониме. Узнав об этом, Тормасов приказал перекрыть дорогу французам, послав в направлении Пружан отряд под командованием Ламберта. Но утром 10 августа авангард саксонцев атаковал русских в Пружанах, а 12 августа произошло знаменитое Городечненское сражение, а затем сражение в Поддубно.

Вечером 12 августа русские стали отступать к деревне Тевли. Локальные бои шли до 13 августа, пока саксонцы не заняли Кобрин вторично. Солдаты обеих армий остались лежать на поле брани и в Тевлях, и в Стригово, и в Ластовках, и в Клещах и в Легатах, и в Глинянках. Никто не считал убитых и раненых. Не было похоронных команд. Как могло, помогало раненым местное население. Оно же и хоронило убитых.

В нашей местности поговаривали о том, что хоронили солдат обеих армий на тевельском кладбище в братских могилах. Говорят, есть неизвестные захоронения солдат наполеоновской кампании в Глинянках, Ластовках и Клещах, не говоря уже о Стригово. Но где именно все они находятся, точно так никто и не знает. А вот о воинских захоронениях Первой мировой известно гораздо больше.

Первая мировая коснулась Кобринщины уже летом 1915 года. Все дороги вглубь России были забиты беженцами из Польши, позднее к ним присоединилось и местное население. Из белорусских губерний бежало больше 1 миллиона человек. Продолжалась мобилизация в действующую ар-мию. Население массово привлекалось и к постройке военных сооружений, дорог и окопов.

14 августа 1915 года немецкие цеппелины (дирижабли) бомбили кобринский железнодорожный вокзал и город. 18 августа кайзеровцы были в Бресте, а 22 августа немецкая армия «Буг» взяла Кобрин. В эти же дни на территории Кобринского района шли упорные бои. Один из таких боев состоялся вблизи д. Тевли. Немое свидетельство тому - воинский некрополь на местном погосте, на котором вечный покой нашли кайзеровцы и русские. Кайзеровцы, оккупировавшие Тевли в течение трѐх лет, на каждой могиле своего солдата положили по камню, а уже «при поляках», после создания Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями, тевельское кладбище благоустроили, положив на каждый холмик каменную плиту с именем воина и датой смерти на немецком языке. Обозначения же могил русских до настоящего времени не сохранились.

В 20-ые годы на тевельском кладбище в трѐх братских могилах захоронили еще 50 убитых красноармейцев и польских жолнежей. На их могилах в 1925-26 годах поляки установили надгробья.
Все было без изменений вплоть до «хрущевской» оттепели. В легендарные 60-е поступила команда свыше: «засыпать тевельский военный некрополь». Сказано - сделано. Правда, пока выполнялась команда, часть надгробий «перекочевала» в фундаменты домов местного населения и на колхозную стройку. Спустя некоторое время поступил новый приказ: «откопать» военный некрополь. Надо - значит надо. Некрополь стали откапывать. В 90-ые годы силами Тевельского сельского совета был поставлен Крест примирения.

Из церковных документов известно, что в 1567году за подписью настоятеля королевских имений Кобринского повета некоего Девойны в этом селении был выдан земельный надел под строительство православного храма. А вот в инвентарной книге за 1764 год тевельская Свято-Дмитриевская деревянная церковь числится как униатская. Чтобы разобраться в этом, сделаем экскурс в историю.

НОВАЯ ТЕВЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однако вернемся в 1872 год. Новую тевельскую церковь строили из местного красного кирпича, затем внутри и снаружи отштукатурили и покра-сили в белый цвет.

Архитектурная композиция тевельского храма интересна тем, что в основе фундамента этой церкви лежит крест. Церковь двухъярусная, с восьмигранной колокольней и четырехскатной крышей из жести. Это двукупольная церковь. Один из куполов надстроен на восьмигранном ба-рабане звонницы. По удлиненной оси на восток построена полукруглая апсида (примыкающий к основному объему здания пониженный выступ; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы). Плоскость фасадов прорезана оконными проемами. В интерьере с деревянной прошивкой крашеный потолок.

В середине храма подвешено паникадило (церковная люстра), которое зажигается в особо торжественные моменты богослужения. Меньшего раз-мера паникадило висит ближе к притвору. Его в 2004 году нашли на чердаке церкви, восстановили и повесили. Не исключено, что раньше оно принад-лежало Свято-Симеоновской церкви соседнего села Стригово. Художественную ценность в Свято-Успенском храме села Тевли представляет и икона «Рождество Христово», датируемая XIX столетием.

Судьба щадила тевельскую церковь и в войны, и в мирное время. Правда, в 1943 году фашисты сняли с колокольни колокол и переправили его в Германию. Во время богослужений вместо колокола звонили в металлический рельс. Новый колокол, весом 109 кг, для Свято-Успенского храма покупали «на мирские». Было это в 2004 году. Как ни странно, самую большую сумму - 50 % стоимости колокола - внес мусульманин, директор соседней страусиной фермы ныне покойный Мусса Шоров. Освятили его в большом присутствии народа 6 апреля 2005 года и торжественно занесли на церковную звонницу. И вот уже более десяти лет над околицей Тевлей, как молитва в бронзе, слышен звон этого колокола.

И еще о двух интересных событиях, связанных с тевельским храмом стоит рассказать. До 2000 года в Свято-Успенском храме с. Тевли заступницей и покровительницей села считалась старинная, писанная еще в начале XIX века маслом по дереву икона Святителя Николая Чудотворца. Эта икона, размером 80x100 см, в 1962 году была привезена из соседней Свято-Симеоновской церкви села Стригово, когда стриговский храм власть закрыла и сняла с учета. В марте 2000 года средь бела дня из Свято-Успенского храма села Тевли старинную икону украли. Но в Великую пятницу перед Пасхой в том же году вернули. Свидетельницей долгожданного возвращения стала прихожанка. Молодой мужчина посвятил что-то завернутое в ткань, стал на колени и прошептал: «Господи, прости меня!» и молча удалился. В церкви было темно. Но, развернув ткань, женщина увидела икону Святителя Николая Чудотворца, правда, уже - без красивого металлического оклада.
В данный момент икона Святителя Николая Чудотворца, правда, в деревянной оправе, находится в Свято-Владимирской церкви села Стригово. Возвращение этой иконы и стало началом возрождения нового храма, заклад которого произошел в июле 2000 года. А в 2003 году в селе Стригово, уже в Новой Свято-Владимирской церкви прошло первое богослужение. Перед этим настоятель Свято-Успенского храма села Тевли вернул стриговскому храму большую часть имущества и икон, которые хранились здесь с 1962 года.

ЧИТАЯ БИОГРАФИЮ ДЕРЕВНИ

История самого села Тевли не менее интересная, чем история тевельских храмов, хотя и начинается она только с 1795 года, после третьего раздела Речи Посполитой и вхождения его в состав Российской империи. На это время в селе насчитывалось 28 дворов и порядка 300 жителей.

Где-то в 1890-ых годах по Тевлям прошла первая ветка железной дороги и была построена железнодорожная станция. В Тевельском православном приходе тогда насчитывалось более 1500 прихожан. Напротив Свято-Успенской церкви стояла начальная школа. В селе была корчма, рядом хутор, хозяином которого был некто Деконский, владевший 390 десятинами земли, что составляет приблизительно 400 га. Столько же земли было и во владении крестьян, что составляло примерно 10-12 га на семью.

Чуть дальше от села находилась усадьба некого Высоцкого, с 325 десятинами земли. Более мелкими землевладельцами в окрестностях села Тевли считались семья Снегурских (24 десятины), Немцевичей (42 десятины), Саковичей (26 десятин), Огржалковских (11 десятин), Окуневских (10 десятин).

К 1900 году в селе было уже 42 двора, хлебозапасный магазин, две ветряные мельницы, постоялый двор (гостиница рядом с корчмой), железнодорожная станция, Две церкви, почтовая станция, народное училище и почти 500 жителей.

С 1921 года Тевли в составе Польши. Количество домов уже 62. К 1939 году в селе находилось 120 домов и около 800 человек жителей. Были построены новые мельницы - нефте- и газогенераторная. Одна из них, двухэтажная, находилась где-то за сегодняшним магазином. Сгорела она в 1944 году по причине умышленного поджога, который совершили два «люмпена» из д. Новоселки.

В это время в Тевлях функционировала неполная средняя школа, действовали небольшая изба-читальня, ветпункт, медпункт. Рядом, в урочище Туличи, процветала помещичья усадьба, которая по акту королевской ревизии за 1563 год имела 20 волок (почти 430 га) пашни и столько же леса.

В1845 году имение принадлежало Пусловским. Затем им владели Деконские. Некоторые представители этих помещичьих династий покоятся на кладбище возле консервного завода в Кобрине. После Первой мировой войны имение, как говорили тогда, «по кудели» (по женской линии) перешло роду Черны. Последним совладельцем имений Туличи и Тевли были Мстислав и Ядвига из рода Деконских. Кстати, их родственник Вацлав Деконский (1879-1944) известен в культурных кругах как талантливый художник.

НА РУИНАХ ПОМЕЩИЧЬЕГО ДОМА

Сама панская обитель Туличи размещалась в некотором отдалении от Тевлей, среди поля. Центром композиции был простой одноэтажный дом с мансардой и крыльцом на парадном фасаде. Перед ним имелся газон с традиционным подъездным кругом, декорированным сиренью. Дом окружал парк. И вся эта красота сгорела летом 1944-го. Поджог был совершѐн теми же, кто уничтожил и школу, и мельницу, и панскую усадьбу в Стригово. Сегодня на месте бывшей усадьбы поле. Лишь остатки садов и насаждений на-поминают о том, что некогда там размещался садово-парковый ансамбль. Особое внимание привлекает миндаль низкорослый, единственный такого вида в парках Беларуси. И еще интереснее находки из описания карты, издан-ной в 1840 году под названием «Покровский». «... в районе села Тевли в 150 саженях от Брест-Пружанского тракта у деревни Чапли - четырехугольная возвышенность, под местным названием «могильник». Наверху камень, со следами искусственной отделки, в виде человеческого корпуса в вертикальном положении». «Есть курган и в сторону деревни Залесье. На нем камень в форме «дойницы» и курган с этим названием».

В войну фашисты вывезли в Германию из Тулич оборудование бровара (спиртзавода). А само здание после войны местные разобрали на кирпич.

ДЕРЕВНЯ - СТРАДАЛИЦА

Однако вернемся в Тевли. В 1941-ом фашисты расстреляли всех жителей села еврейской национальности. Погибли и пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны 30 жителей. Коснулись жителей селения и сталинские репрессии: в 1945-ом осудили на 10 лет тюрьмы Василия Колодица (1909 г. р.) и Василия Калиша. На 20 лет каторжных работ был осужден Константин Котлярный. Все они работали на местной железной дороге. Были реабилитированы в разное время с 1955 по 1964 год. Но никто им не возместил ни морального, ни материального ущерба.

В 1949 году 36 сельских дворов «добровольно» объединились в колхоз, названный именем летчика Чкалова. Возглавил колхоз самый зажиточный сельчанин, некто Г. П. Калиш. Без радости он расставался со своим добром и землей. Но тюрьмы боялся больше. О «счастливой» колхозной жизни писать не буду. Еѐ ещѐ многие помнят, особенно до 1966 года, когда работали на голом энтузиазме, за «палочки»-трудодни, не задумываясь о материальных благах. Такая тогда была идеология…

Нина Марчук, краевед

Марчук, Н. Тевли ― древние и вечно молодые / Нина Марчук // Кобрин-информ. - 2016. — 27 октября. — С. 15; 3 ноября. — С. 5. История села Тевли, имений и храмов тевельской земли.