Здесь вечный след

Это будет его 550-е Рождество. В домовой церкви Спасского монастыря, тихо мерцая, горят у образов свечи, пахнет хвоей и ладаном. Так же величественно и кротко смотрели из алтаря на прихожан иконы Божией Матери и Спасителя полтысячи лет назад, и так же, как в глубоком Средневековье, звучат на том же месте сегодня слова вечной молитвы - «Отче наш...».

Здесь шума нет и сердце бьется глуше
И не болит.
Здесь много горя выплакали души
У древних плит.
Здесь люди Богу души поручали,
Здесь вечный след
Безвестных слез, несказанной печали
Забытых лет.
Старинный храм, – защита от бессилья,
Приют для битв,
Где ангел Божий смертным дарит крылья
Для их молитв.
Андрей Блох

У древних плит

ХV век, эпоха князей и магнатов Великого княжества Литовского. Кобринским княжеством правит потомок великого литовского князя Ольгерда из династии Гедиминовичей князь Иоанн Семенович Кобринский с матерью Иулианией и женой Феодорой. В центре княжества, городе Кобрине, в неспешные воды Мухавца смотрит башнями княжеский замок, а невдалеке, через речку Кобринку, ведет молитвенное служение Спасский мужской монастырь. Летописи повествуют, что Иоанн Семенович был последним представителем мужской линии князей Кобринских, позже местечком будут владеть иные «варяги» с Запада и с Востока, но именно во времена «своих», исконных правителей была основана обитель Всемилостивого Спаса. Первое упоминание о монастыре датируется 1465 годом, но по всем приметам он намного старше, ведь княгиня Кобринская не случайно дала вошедший в историю наказ об имуществе его настоятелю игумену Варлааму, и усыпальница княжеского рода была здесь - в середине столетия уже известен был монастырь как намоленное место. И богата была обитель не только годами и насельниками, но и жертвователями. Оправленные в золото и серебро иконы, Евангелие, церковная утварь, множество книг значатся в ризнице согласно ревизии времен короля Сигизмунда I. А еще земельные имения в нескольких деревнях, пруды, пасеки, мельницы.

Но разве имущество определяет ценность? Словно облака, гонимые ветром над волнами Мухавца, плыли века над кобринским монастырем. Времена изобилия сменялись годами упадка, разорения, а то и полного уничтожения, как после пожара ХVII века. Однако Господь хранил свою обитель, и она вновь возрождалась. В 1812 году генерал русской армии Александр Тормасов принимал капитуляцию генерал-майора наполеоновского войска Клингеля на крыльце каменного здания Спасского монастыря, чудом уцелевшего после многочасового боя у его стен. В 1828 году указом императора Николая I обитель была закрыта, позже вместо монахов здесь поселились ученики духовного училища. За 42 года работы в нем обучались будущие ученые и краеведы Иоанн Котович, Владимир Качановский, Платон Жукович, Александр Будзиллович, Лев Паевский, Ярослав Маркевич, Викентий Новицкий, Ипполит Кадлубовский. Пожар в конце ХIХ и война в начале ХХ веков сделали свое дело - от монастырских строений остались только каменные стены. Словно остов разрушенного, но не затопленного корабля стояли они на берегу реки, и казалось, дни обители сочтены, но духовные маяки на берегу жизни освещают путь не только человеку, но обществу. В середине 1920-х польские власти отреставрировали вековые своды. До 1939 г. здесь размещался суд, затем - горкомхоз и почти полвека - райотдел милиции. В 2010-м здание было вновь передано Церкви.

Возрождение святыни сродни святому Рождеству - в мир приходит свет веры. Одна из древнейших в Беларуси Кобринская обитель, пережив многие испытания, вернулась к своему исконному предназначению обновленной - как женский монастырь. А название у него осталось прежним - Спаса Всемилостивого.

Почему женский? На этот вопрос настоятельница Евфросиния отвечает просто: «В 2010 году, когда здания передали Церкви, Брестская епархия уже имела 2 мужских монастыря и 1 женский. Правильнее было открыть женскую обитель».

Защита от бессилья

Первые насельницы - игуменья и 4 монахини - прибыли сюда в июне 2011 года. Ни одно из зданий на территории бывшего РОВД не было пригодно для проживания. Поскольку главный корпус является памятником архитектуры и к тому же требует капитального ремонта, решили первоначально обустроить соседнее, сравнительно новое одноэтажное кирпичное здание. «В стиле баракко», шутили сестры.

Как небольшой родник способен напоить живительной влагой пересохшее русло, так и старинный монастырь стал наполняться жизнью благодаря трудам и молитвам хрупких, но стойких - верующих! - женщин, помощи епархии и прихожан.

За неполные 5 лет на территорию обители подведен газ, оборудована котельная, проложены коммуникации для отопления, водоснабжения, канализации. Жилой корпус отремонтирован, в нем находятся кельи, кухня, трапезная, библиотека, просфорная и рукодельная. Но главная в этом здании - домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Эта икона - особая радость и надежда монахинь и прихожан, поскольку была написана специально для Спасского монастыря с чудотворного образа, находящегося на Святой горе Афон, и доставлена в Кобрин 22 ноября 2011 года - в день празднования иконы. Сестры воспринимают это как знак, что Небесная Заступница приняла эту обитель под Свое покровительство.

Кажется, что Святая Мария смотрит на тебя как мама - любящими, понимающими глазами, словно утешает: «Потерпи, чадо, Я помогу тебе». И помогает. К Ней приходят с бедами, с просьбами, с мольбой - об исцелении, о рождении ребенка, о семейном благополучии... И чудо происходит - исчезают тяжкие недуги, женщины становятся матерями, выздоравливают дети и взрослые. В благодарность за обретенную жизнь люди приносят Богородице дары - все они собраны рядом с образом как реальные свидетельства того, что икона Божией Матери «Скоропослушница» в кобринском монастыре действительно чудотворная. И не только для прихожан.

Казалось бы, возродить из небытия монастырь из нескольких зданий - задача для горстки монахинь непосильная, но дело движется! В 2014 году начался капитальный ремонт главного корпуса - исторического здания ХVII века, воссозданного около 100 лет назад по аутентичным рисункам. Только с чердака при замене крыши было вывезено 160 тонн строительного мусора! Впереди - колоссальный труд по внутреннему ремонту и реставрации фасада, но главное - строительство храма во имя Всемилостивого Спаса. Справятся ли? Сестры верят, что да, потому что для Бога нет ничего невозможного, а их укрепляет духом Матерь Божия.

Приют молитв

Почему становятся монахинями? Уходят из привычного окружения, современной жизни с ее радостями, например, замужества, материнства, карьеры, и - будем честными! - удовольствиями в аскетичный мир, наполненный трудом и ограничениями? Боль, отчаяние, душевная смута? На все эти вопросы ответ игуменьи Евфросинии один, и он прост, как вода: «В монастырь не уходят - в него приходят». Приходят те, кого позвала душа. Не страдания, не искания - Небо. Как? Почему? Тайна сия велика есть, как откровение, доступное для понимания только избранным. «Но уже то, что в наше время, среди всего этого «терния» - телевидения, более чем свободного Интернета, слоганов «Бери от жизни все», жизни, в которой о самопожертвовании мало кто вспоминает, - чья-то душа расслышала зов Господа и пошла за Ним, это само по себе уже чудо», - говорит настоятельница.

От прихода в монастырь до пострига в монахини проходит несколько лет - намерение должно быть проверено опытом жизни среди сестер, испытанием полного отречения от своей воли, послушания требованиям игуменьи. В кобринской обители уже состоялся первый иноческий постриг.

Сегодня в женском монастыре 10 сестер. Каждый их день начинается в 6 часов утра, через полчаса все собираются в домовом храме на утренние молитвы, в 8 - завтрак, затем сестры идут выполнять свои послушания. Послушание в монастыре - это работа. А работы здесь много, подсобное хозяйство немаленькое. Монахини заложили сад и огород, обустроили птичник и пасеку, зарыбили пруд - повсюду требуются заботливые руки. Сестры также пекут просфоры и хлеб, шьют и вышивают в рукодельной мастерской предметы для священнического облачения.

Заканчивается день в обители также общей молитвой в домовой церкви. На взгляд постороннего, жизнь монахинь тяжела и однообразна. Конечно, здесь бывают праздники, визиты гостей, значимые события. Но в основном бытие заполнено трудом и - молитвой. Именно молитва - фундамент монастыря и главное дело его насельниц. Ее читают на рассвете и на закате, во время Богослужений, до и после трапезы, перед началом и после окончания любого послушания, даже входя в келью.

О ком молятся сестры Спасской обители? Обо всех людях, о городе и стране, о Церкви и мире на всей земле. А еще - об основателях монастыря, об умерших и живущих его благодетелях. И Бог слышит эти молитвы.

Монастырь возрастает материально, стенами, деревьями, цветами, и духовно - сестры организовали работу воскресных школ для детей и взрослых, создано сестричество, совместно проводятся благотворительные акции к Пасхе, началу учебного года, Рождеству. В 2014 году на престольный праздник - 14 августа - епископ Брестский и Кобринский Иоанн передал настоятельнице образ Божией Матери «Отрада и Утешение», также освященный в монастыре на Святой горе Афон.

Принимала Спасская обитель в своих стенах и одну из святынь христианского мира - частицу мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Тогда за 23 часа поклониться честной деснице Божьего угодника пришло около 50 тысяч человек, причем среди них были паломники из Украины, Литвы, Польши, России. Это ли не явное воплощение заповеди «По вере вашей да будет вам» в наши дни?

Крылья ангела

Для чего нужны монастыри? Почему Господь бережет их сквозь столетия, и они стоят в городах, в лесах, в горах, под ветрами и дождями, наперекор пожарам и разрушениям, и возрождаются вновь и вновь? Потому что они - центры благодатной энергии, способной рассеивать тьму, которая поглощает землю, мощные ретрансляторы волн добра, очищающих души от проказы современного мира, гейзеры, способные генерировать и выплескивать импульсы космической силы, соединяя Небо и Землю. И потому что именно они, большие и малые светлячки в пространстве, хранят всех нас во времени.

Васюк, Н. Здесь вечный след / Наталья Васюк // Вечерний Брест. - 2016. — 7 января. — С. 3. История возрождения женского Спасского монастыря г. Кобрина.