Янтарная кладбищенская церковь

ОБ АВТОРЕ

Нина Марчук - в прошлом экономист и журналист. Имеет порядка семидесяти опубликованных исторических материалов. Печаталась и печатается в СМИ Беларуси, Польши, России, Украины. Является четырежды лауреатом премии им. Ежи Гедройца, неоднократным победителем литературных конкурсов «Рэха Берасцейшчыны» и «Польшча - прыязна суседка Беларусі». В настоящее время проживает в д. Глинянки Кобринского района.

Продолжаем рассматривать историю православных храмов Кобринщины. На очереди Свято-Покровская церковь села Ходыничи.

Первое упоминание о селении Ходыничи как собственности помещиков Кульневичей относится к 1567 году. До сегодняшнего времени сохранились документы о судебных тяжбах в отношении имения этой деревни. Некий ходыничский помещик в 1655 году завещал всю свою соб-ственность (помещения, земли) монахам православного Лепесовского монастыря. Когда здесь поселились монахи, некто Табольский в 1667 году с отрядом напал на монахов. Они сопротивлялись и ранили его. Там же Табольский и скончался. Тогда его родственники подали на монахов в брестский суд. Монахов суд оправдал, и с 1679 года по 1691 год Ходыничи были во владении Лепесовского монастыря. Возделывая землю, монастырь получал доход. Монахи держали волов, лошадей, коров. А с 1691 года Лепесовский монастырь и все его владения были насильственно заняты униатами.

Из письменных источников известно, что в 1746 году в Ходыничах возле местного кладбища была построена небольшая униатская церковь. Возможно, и она носила название Святого Покрова. Другое упоминание о православном храме села Ходыничи датировано 1897 годом. Тогда в селе было 40 домов и почти триста жителей. Кроме этого в округе селения были Ходыничи Шевчука, Ходыничи Матеюка, Ходыничи Марьяновичей. Там тоже жили люди.

Кстати, Марьяновичи - это два неженатых брата-помещика. На их деньги был построен православный храм, который почти сто лет носил название Святого Покрова. В своем завещании братья пожелали быть похороненными в Ходыничах, но вечный покой нашли на кладбище возле Свято-Никольского храма в селе Верхолесье.

Ещѐ живы свидетели, которые помнят последнюю кладбищенскую церковь. Была она деревянной, сделана без единого металлического гвоздя.

Дерево было сосновое, смолистое, обработанное с обеих сторон топором. Брѐвна близко без щелей соприкасались друг с другом, образуя гладкую поверхность. И снаружи, и изнутри поверхность казалась красно-янтарной. Таким же, только жѐлто-янтарным, был и пол.

Хоры были на двух столбах, и вела туда такая же «янтарная» лестница. Церковь была однокупольная, деревянной обшивки, с деревянным крестом. Крыша из гонта (или дранки). Фундамент был высоким, выполнен из местного камня. Когда перед Первой мировой делали ремонт храма, то пристроили алтарь с восточной стороны, а вход в храм сделали с запада. В память о старом храме были оставлены иконы и два мраморных ангелочка размером около метра каждый. И венчали эти ангелочки деревянный, очень красивый иконостас.

В Первую мировую службы в храме не было целых три года. Но храм не грабился. Возможно, уезжая в беженство, священнослужители спрятали наиболее ценную церковную утварь. «За польским часам» служба велась до 1939 года. После Второй Мировой войны в кладбищенской церкви отпевали покойников. И только два раза в году: весной на Миколу и осенью на Покрова - в Свято-Покровском храме проходили службы при большом стечении народа.

В церкви особо почитался образ «Матери Божьей Одигитрии». В центре храма висело красивое многоярусное паникадило. Из золотой чаши прихожане причащались. Больше всего было икон, писанных на деревянной доске.

Где-то в 1961 году в храм приехала комиссия из Минска. Они отметили высокую художественную ценность церковной утвари и многое забрали. А в 1962 году церковь закрыли, мотивируя тем, что «крыша в храме прохудилась». Прихожане отправились в местный колхоз имени Чкалова, но тогдашний председатель отказался помочь отремонтировать крышу Свято-Покровского храма.

Так храм с протекающей крышей простоял больше десяти лет, пока некий пьяница по фамилии Гришин с такими же, как сам, товарищами, не начал разбирать церковь. Куда подевались иконы и другие храмовые принадлежности, дополнительно неизвестно.

Нет их и в соседней, Верхолесской церкви, к которой была приписана кладбищенская.

Брѐвна из столетнего храма были такие красивые, что местный столяр делал из них окна во многие из деревенских домов. А остальные части церкви так и сгинули на колхозном мехдворе. Куда подевались мраморные ангелы, не известно.

Лишь 15 лет тому назад усилиями священника из села Верхолесье и местных прихожан на месте разобранного храма была поставлена капличка. Сегодня в ней отпевают усопших.


ПАМЯТЬ ЖИВА

После публикации на страницах «К- И» материалов кобринского краеведа Нины Марчук к нам в редакцию позвонила Елена Викторовна Зарецкая из села Свищи Каменецкого района. Она рассказала, что жители соседнего села Заречаны, именовавшегося ранее Церковники, прочитали материалы «Время собирать святыни» и «Где ступала нога Антония» (от 4 и 11 декабря) о священно-мученике отце Антонии Петровиче Котовиче, который в 1907-1915 годах служил в их церкви, носившей имя Успения Матери Божьей и сгоревшей весной 1920 года.

Многие из представителей молодого поколения даже не знали, что их Заречаны когда-то назывались Церковниками и что в селении был православный храм.

Приятно было узнать также, что настоятель уже другого храма, который сегодня посещают прихожане из Заречан, прилюдно прочитал опубликованные нами материалы о жизни отца Антония и оставил газету в храме на память. Многие присутствующие захотели сделать копии и затем передавали газету из дома в дом и читали еѐ.

Елена Викторовна сообщила также, что возле каплички в Заречанах, на кладбище, она нашла несколько надгробий с фамилией Котович. Похоже, это родственники отца Антония, так как сам он мученически погиб в застенках НКВД в России. Но память о нѐм восстановлена. Вот уж действительно, не зря говорят, что нет прошлого и настоящего. Время едино, его скрепляет ПАМЯТЬ.

Марчук, Н. Янтарная кладбищенская церковь / Нина Марчук // Кобрин-информ. – 2015. – 22 января. – С.11. О Свято-Покровской церкви села Ходыничи.