Храм на Поповой горке

Впервые это поселение упоминается в письме князя Витовта, датированном 1404 годом. В послании он дарит эту деревню князю Роману Федоровичу, родоначальнику князей Кобринских. С 1532 село было во владении королевы Боны. А с 1563 года на усадьбе священника С. Грицковича впервые упоминается и церковь. Что стало с этим древним храмом XVI столетия, узнать уже не представляется возможным. Известно лишь, что спустя почти 300 лет со времени первых упоминаний о старинном храме, в 1816 году стараниями местного священника на том же месте, где некогда стоял этот храм, построили новую церковь, которую освятили в честь Святителя Николая. В 1888 году церковный приход в Грушево насчитывал 3206 верующих. Через 11 лет - 4511 прихожан. В самой деревне было 175 дворов и более тысячи жителей.

Стояла Николаевская церковь на высоком холме, с которого открывался хороший обзор. В народе этот холм называли «Поповой горой», затем за ним закрепилось название «церковной горки». Храм не пострадал в Первую Мировую войну, не тронули его и польские власти. Во время Второй Мировой войны немецкие оккупационные власти разрешили в нем проводить службы. Но осенью 1943 года церковь загорелась. Зарево и дым были видны на десяток километров. Люди святыню не спасали, потому что возле самого храма шѐл бой между партизанами и немцами. В результате церковь и школа, которая находилась неподалѐку, сгорели дотла. Позже стало известно, что храм подожгли местные, которые пытались убежать от немцев. До самой весны люди не смели ходить на место сгоревшей церкви. На церковном холме оккупанты сделали пулеметные точки. А 22 мая 1944 года, в престольный праздник сгоревшего храма, на «церковной горке» прошла первая служба. Кстати, такие службы происходили там не один десяток лет. На легендарной «церковной горке» даже венчались молодожѐны. Но в 1960-е годы местные власти запретили церковные службы на холме...

Шли годы. Со временем безвозвратно исчезли даже камни из фундамента церкви. Были уничтожены надгробья, под которыми покоились священники этой церкви и члены их семей. Сейчас на месте, где некогда стоял храм, все заросло травой и кустарником, и уже ничто не напоминает о священном месте.

Деревня Болота впервые упоминается в 1513 году. В 1890 году на месте современной деревни и в ее окрестностях существовали поселения, именуемые на польском языке как Снежки Блоты, Большие Блоты и Блоты Поезуитские. К октябрю 1940 года это были достаточно крупные поселения. Так, на хуторе Болота-Шляхетские числилось 8 дворов и 50 жителей, в деревне Большие Болота насчитывалось 365 дворов и 1300 жителей, в бывшем имении - 3 двора и 30 жителей.

О том, что в Болотах существовала церковь, разместившаяся в имении, известно с 1652 года. В более позднее время православный приход насчитывал около 1400 верующих, равно нуждавшихся как в телесной, так и в духовной пище.

В 1881 году было решено построить на месте старой болотской церкви новый храм. Края эти, как известно, болотистые, отсюда и название деревни. Старая же церковь стояла, как водится, на холме, поэтому для нового храма верующие лучшего места искать не стали. Новый храм был назван в честь преподобной Параскевы Сербской.

Начиная строительство, прихожане понимали, что на возведение нового храма может уйти не один год, поэтому было принято решение на период строительства построить возле кладбища временную церковь. Уже 30 мая 1882 года она была освящена в честь равноапостольной Марии Магдалины. Сегодня еще живут люди, которые помнят эту временную церковь. В разго- воре с ними я узнала, что в начале прошлого века здание не стояло «у кладбища». Просто за длительное время захоронения «приблизились» к церкви. Некогда перед сакральной постройкой хоронили священников и их близких.

Церковь Марии Магдалины была построена из дерева. Деревянной была и колокольня. Церковь венчали два купола-луковицы. В 1930-е годы стены церкви стал серо-черными, потому что долгое время здание не красили и не присматривали з ним. При поляках службы в ней происходили только во время похорон. А в последнюю войну церковь на кладбище и вовсе была закрыта.

Несколько лет без священника была и болотская церковь Параскевы Сербской. Люди на службу ходили в соседние, но далекие села. А в 1963 году в Болота приехала комиссия. Из здания церкви Марии Магдалины забрали ценнейшие иконы и предметы. Все это передали в приход Параскевы Сербс- кой. В том же году на церковь навесили замок и отдали в распоряжение школы. Наконец в 1970-е годы новый директор школы церковное здание продал. Но сегодняшние «болотюки» говорят, что на чердаке церкви Параскеви Сербской в селе Болота еще сохранились иконы и паникадило из церкви Марии Магдалины. А среди сорняков и кустарника на кладбище можно увидеть фундамент церкви, которая уже потеряна навсегда.

Марчук, Н. Храм на Поповой горке. «Болотная церковь» / Нина Марчук // Кобрин-информ. – 2015. – 2 апреля. – С. 11. Из истории церквей - Свято-Николаевской в д. Грушево, Равноапостольной Марии Магдалины и Параскевы Сербской в д. Болота.