Благодать родного храма

Для жителей деревни Леликово 8 ноября в календаре – один из главных дней в году. В день памяти христианского святого Дмитрия Солунского здесь отмечают престольный праздник. В этом году, вместе с храмовым торжеством, прихожане отмечали 25-летие со дня повторного освящения Свято-Дмитриевской церкви.

Многое увидел храм за время своего существования. И хоть на информационной табличке датой его основания стоит восемнадцатый век и в книге Юрия Якимовича “Деревянное зодчество белорусского Полесья” есть информация, что церковь святого Дмитрия в деревне Леликово была построена в восемнадцатом столетии, местный краевед Николай Трубчик вспомнил, как однажды в деревню приехали сотрудники академии из Минска. Вместе с ними он поднимался на чердак церкви. Там они нашли ризу. Одна из сотрудниц сказала, что это реликвия 16 века. Возможно, Свято-Дмитриевский храм был возведѐн ещѐ раньше. Он является памятником традиционного деревянного культового зодчества. По словам Николая Трубчика, храм был перевезѐн сюда из другой части деревни и построен по униатской форме. В девятнадцатом веке был достроен тамбур и отдельно возведена двухъярусная колокольня. В деревне знают про дивный колокол, звон от которого в хорошую погоду был слышен вплоть до Кобрина. В 1914 году, когда началась первая мировая война, местные жители утопили этот колокол в озере, чтобы он не достался немцам. Со временем о нѐм забыли. А потом не нашли. “Наше озеро илистое, колокол, скорее всего, затянуло илом”, – предполагает краевед. Помнят старожилы и то, что церковь со всех сторон была окружена лесом, а рядом был ров, наполненный водой. “Вот здесь росла высокая ель. Я гнал стадо коров с пастбища, как вдруг на моих глазах в неѐ ударила молния. Сырое дерево загорелось, как спичка”, – вспоминает Николай Прокофьевич.

В шестидесятые годы ХХ столетия началась массовая антирелигиозная кампания, в ходе которой стали закрывать церкви. В 1964 году закрылся и Свято-Дмитриевский храм. Церковь стали использовать в местном колхозе как склад. Тут хранились зерно, сено, лѐн. Изуродована была не только постройка, но и место возле неѐ. Долгих двадцать пять лет люди ходили на молитву в соседние деревни – Дивин, Повитье, даже в Самари (Украина). Восстанавливали храм своими силами, очень помог сельчанам в благом деле председатель местного колхоза Яков Старжинский. В 1989 году богослужения в храме возобновились.

Сейчас, как и много лет назад, кличет колокольным звоном церковь-матушка своих прихожан. В преддверии праздника и знакового события прихожане на собственные средства сделали ремонт, обновили церковную утварь. Настоятелем Свято-Дмитриевского храма уже десять лет служит иерей Дмитрий Элькснин.

В престольный праздник на божественной литургии присутствовали прихожане и многочисленные паломники. Люди, которые в своѐ время разлетелись из родного гнезда, и сейчас чтят храмовое торжество родной деревни. Праздничную литургию возглавлял епископ Брестский и Кобринский Иоанн. В сослужении ему были 14 священников и два диакона из разных церквей Кобринского благочиния. После богослужения состоялся крестный ход. Владыка Иоанн подарил храму икону Жировичской Божьей матери.

По окончании церковной службы люди ещѐ долго стояли у родного храма. И моросящий дождь был бессилен против Божьей благодати, которой наполнились души прихожан во время общей молитвы.

Дубина, Л. Благодать родного храма / Людмила Дубина // Кобрынскi веснiк. – 2014. – 19 лiстапада. – С.3. Вместе с храмовым торжеством жители Леликово отмечали 25-летие со дня повторения освящения Свято-Дмитриевской церкви.